Голыпанский замок

Поселение Голыпаны с его деревянным замком, известное с ХШ в., возникло на
высокой горе над рекой Корабль на северо-востоке от современных Гольшан. Князья
Голыпанские владели замком до 1525 г. После того как княжна Елена Голыпан-ская
вышла замуж за Павла Саиегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была
перенесена на берег речки Лусты (Жи ганки).

Гольшанский замок в первой полонине
XVII в. Реконструкция Д. Бубнонскот

Голыпанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. Своей
композицией он отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой
прямоугольное здание (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах
образуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Голынанах уже нет воротной
башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера. В них в основном
находились жилые и хозяйственные помещения. Основой обороны замка стали мощные
земляные валы и рвы, наполненные водой. Проезд в замок находился по центру
одного из зданий, фасад которого отличался монументальной простотой. Арочный
портал был обрамлен архивольтом. Напротив въезда на противоположной стороне
двора находилась небольшая каплица, встроенная в жилое здание.

Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает некоторые
голландские замки под Антверпеном. Такое сходство объясняется тем, что
Беларусь, находясь в составе Речи Посполитой, ощущала достаточно мощное влияние
голландско-фламандской архитектуры. Это результат оживленных культурных и
торговых связей со странами Западной Европы. С конца XVI в. до начала XVIII в.
на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной
планировкой помещений, аркадными галереями и угловыми башнями. По такому
принципу, в частности, построены в конце XVI — начале XVIT в. польские замки
Баранов, Красичин, Суха.

Многое из того, что было в Голыпанах, разрушено и навсегда утрачено. Можно
только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с
четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды. Когда-то эти стены
украшали портреты представителей рода Сапсгов, живописные полотна и оружие. В
окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные
плиты пола гармонировали с роскошными коврами, креслами, мраморными столиками,
бронзовыми подсвечниками. Небольшие комнатки в башнях были украшены богатой
лепкой.